Главная  |    Литература  |    Галерея  |    Скачать   |    Видео  |    Статьи  |    Обратная связь  |    Контакты







<< April 2020 >>
  Mo. Di. Mi. Do. Fr. Sa. So.
>  30  31 1 2 3 4 5
> 6 7 8 9 10 11 12
> 13 14 15 16 17 18 19
> 20 21 22 23 24 25 26
> 27 28 29 30  1  2  3





Интервью с Ди Гоюном

ЯШ: Что вы думаете о взаимоотношениях между синъицюань и традиционной китайской медициной?
Г-н Ди: Говорят, что Пять Внутренних Органов (У Цзан - сердце, печень, селезенка, легкие и почки) напрямую связаны с Кулаками Пяти Первостихий (Усин цюань). Однако, каковы их взаимоотношения на самом деле? Это очень трудный вопрос. Кулаки Пяти Первостихий связаны с Металлом, Деревом, Водой, Огнем и Землей (Пять Первостихий, Усин). В традиционной китайской медицине Пять Внутренних Органов также связаны с Пятью Первостихиями. Традиционная китайская медицина использует концепции инь-ян и пяти первостихий в качестве руководящих принципов своей теории. Взаимодействия, взаимопорождение и взаимоподавление пяти первостихий, их изменения формируют основу традиционной китайской медицины. Почему же синъицюань - боевое искусство, предназначенное для реального боя - использует теорию и термины традиционной китайской медицины? Это происходит потому, что пока вы хотите добиваться эффективности в бою, хотите быть способными использовать свое искусство для боевых целей - вы должны иметь хорошее здоровье. Вот почему синъицюань заимствовал теорию Пяти Первостихий традиционной китайской медицины. Некоторые утверждают, что не существует взаимосвязи между Кулаками Пяти Первостихий синъицюань и теорией Пяти Первостихий традиционной китайской медицины. Однако для того, чтобы понять эту взаимосвязь, важно не путать Пять Внутренних Органов традиционной китайской медицины с органами, имеющимися в виду анатомией из западной медицины. На самом деле "органы" традиционной китайской медицины - это целостные системы и физиологические функции тела, а вовсе не отдельные части тела.
Почему старые мастера связывали Пять Кулаков с Пятью Внутренними Органами (как теперь можно прочесть в старых книгах по боевым искусствам)? Причина заключалась в необходимости "сделать внутреннее (внутренние органы) здоровым, а внешнее (тело) - сильным". Однако взаимосвязь между Кулаками Пяти Первостихий и Пятью Первостихиями традиционной китайской медицины не может быть понята новичком. Это подобно объяснению развитых математических теорий школьнику. Нужно достичь высокого уровня в практике Кулаков Пяти Первостихий, чтобы прочувствовать эту взаимосвязь. Внутренние органы управляются периферической нервной системой. Движения тела легко контролируются умом. Однако вы не можете контролировать сердцебиение или дыхание. С другой стороны цигун позволяет до некоторой степени контролировать эти функции. В некотором роде боевое искусство - после того, как достигнут высокий уровень мастерства - также позволяет занимающемуся определенным образом влиять на эти функции. Поэтому за счет занятий боевым искусством неестественные движения постепенно становятся естественными. Это, конечно, не означает, что если вы захотите остановить сердечную деятельность, то сердце перестанет биться. Это скорее означает некий сорт ментального контроля над этими функциями, в результате чего они могут быть улучшены. Вот почему мы говорим, что Рубящий Кулак (Пи цюань) тренирует легкие, Буравящий Кулак (Цзуань цюань) тренирует почки, Обрушивающий Кулак (Бэн цюань) тренирует печень, Пушечный Кулак (Пао цюань) тренирует сердце, а Поперечный Кулак (Хэн цюань) тренирует селезенку. Я думаю, что взаимосвязь - это скорее связь каналов (системы Цзин-ло) с нервной системой.
Китайские боевые искусства также имеют еще одну общую черту с традиционной китайской медициной - обе системы базируются на учебе на основе собственного опыта. Если у вас нет собственного опыта, если вы не достигли определенного уровня мастерства - вы не сможете понять того, о чем говорят старые руководства по боевым искусствам. Хотя вы и можете сказать, что понимаете слова старых мастеров, но если у вас нет собственного опыта - этот теоретический багаж ничего не стоит. Это - основная черта древней китайской культуры.
Касательно взаимосвязи между Кулаками Пяти Первостихий и традиционной китайской медициной - я бы хотел провести научное исследование Кулаков Пяти Первостихий с точки зрения современной физиологии. Планируется сделать это вместе с Пекинским университетом физкультуры. Я уже сделал предварительные приготовления, и хотя у меня уже есть некоторый опыт, я бы хотел проделать серию тестов для получения научных данных. После публикации моей первой книги я бы хотел включить эти данные во вторую книгу - "Спортивная физиология Кулаков Пяти Первостихий синъицюань".
ЯШ: Ваша серия видеодисков по синъицюань считается одним из лучших учебных видеоматериалов, когда-либо выпущенных в Китае. Будет ли в первой книге материал, уже доступный на видеодисках?
Г-н Ди: В книге будут главы, посвященные столбовой наработке (чжуангун) синъицюань, Кулакам Пяти Первостихий, Взаимосвязанным ударам пяти первостихий (Усин ляньхуань цюань), Двенадцати формам (Шиэр син), Смешанным формам (Цза ши), Восьми формам (Ба ши), Двенадцати мощным ударам (Шиэр хун чуй) и Наработке восьми иероглифов (Бацзы гун).
ЯШ: Будут ли в книге описаны применения движений? Многие занимающиеся боевыми искусствами ищут не только описаний движений, но и их практическое применение.
Г-н Ди: Да, в книге будут и применения движений, как из безоружных комплексов, так и из комплексов с оружием. Движение будет сначала подробно описано, потом будут указаны его важные пункты, специфические усилия, методы обучения и наработки, часто встречающиеся ошибки и способы их исправления, боевое применение (в атаке и защите), цель движения и принципы его использования в бою. Такой метод изложения я применяю как к техникам без оружия, так и к техникам с оружием.
ЯШ: Говоря об оружии - с каким оружием традиционно занимаются в системе синъи? Какие виды оружия присутствовали в старом синъи, а какие были включены в систему позже?
Г-н Ди: С точки зрения старых трактатов по синъи, "оружие является продолжением тела". Это означает, что оружие должно использоваться с теми же усилиями тела, что и рукопашные техники. Однако каждый вид оружия имеет уникальную форму и потому - уникальный способ применения. Копье, шест, меч-дао, меч-цзянь - все они различны, потому и используются по-разному. Однако управляющее ими усилие - это усилие синъи; перемещения, мыслеобразы, движения - все они будут характерными для синъи. Мастера прежних поколений говорили, что "существует три лучших системы владения оружием - копье синъи, меч-дао багуа и меч-цзянь тайцзи". Говорят, что синъи возник на базе техники копья, поэтому я считаю, что занимающийся синъи должен тренироваться с длинным копьем. Упражнения с копьем развивают усилие так, что усилие всего тела может быть передано в копье. Шан Юньсян был знаменит своим длинным шестом (да ганьцзы), который он применял для развития усилия.
ЯШ: Но почему в синъи так много видов оружия? Меч-дао, копье, шест, меч-цзянь и другие...
Г-н Ди: Кто-нибудь изучал синъицюань, но также очень любил бой с шестом. Он изучил технику боя шестом где-то еще и соединил методы синъи с движениями шеста, создав таким образом шест синъи. Другой учитель любил меч-цзянь, и вложил методы синъи в изученные где-то еще техники меча, создав таким образом меч синъи.
ЯШ: Какие виды оружия встречаются только в синъи и отсутствуют в других стилях?
Г-н Ди: Лучшим примером является Меч-дао в форме рога единорога (Линьцзяо дао). Техникой владения этим оружием славится направление Сун Шижуна, но Шан Юньсян также занимался с ним. Другие виды оружия встречаются и в других системах - как уже упомянутые мною меч-дао, копье, шест, меч-цзянь.
ЯШ: А что можно сказать о Железных палочках для еды (Тье куайцзы), которые можно найти в синъи Ван Цзиу?
Г-н Ди: Это оружие попало в синъи позже, позже были созданы и комплексы с ним. Это возвращает нас к уже упомянутому тезису о том, что "оружие является продолжением тела". Старые мастера могли взять палочки для еды и использовать их для боя, или взять дорожный посох и использовать его - и везде будет усилие синъи, которое они развили за счет того, что всю жизнь занимались синъицюань. Комплексы с оружием синъи исполняются иначе, чем в других системах. Здесь нет движений, выполняемых для красоты, все движения являются простыми и прикладными. Они не красивы, но как только усилие синъи будет развито и сможет выражаться в движениях с оружием - они станут красивыми.
ЯШ: Что вы думаете о взаимоотношениях между синъицюань и другими "внутренними" стилями - багуачжан, тайцзицюань?
Г-н Ди: С момента, когда синъицюань был создан и стал расти в этом "саду боевых искусств" - он, естественно, подпитывался многими "удобрениями". Я думаю, что во многих стилях китайских боевых искусств есть сходные или идентичные части. Однако эти части выражены по-разному - у них разные общая манера, усилия, основные теории и принципы.
ЯШ: Некоторые говорят, что надо начинать заниматься "внутренними" системами с синъицюань, затем переходить к багуачжан, и потом изучать тайцзицюань, которое считается высшим боевым искусством...
Г-н Ди: В этом утверждении есть доля истины. Однако я считаю заявление о том, что синъи делает упор на жесткости, а тайцзи - на мягкости, односторонним взглядом. Синъицюань борется за баланс между жесткостью и мягкостью (Ган Жоу сянцзи); тайцзицюань не замыкается на мягкости, оно также комбинирует жесткость и мягкость. Когда в тайцзицюань прилагается усилие - это усилие также является жестким, это целостное усилие всего тела. Потому утверждение о том, что синъи делает упор на жесткости, а тайцзи - на мягкости, лишь демонстрируют, что заявляющий это видит лишь внешний облик искусства и не заглядывает глубже, где становится ясно, что оно ищет баланса между жестким и мягким. Однако если кто-то желает развить "скоординированное усилие всего тела" (Чжэн Цзинь), то синъи является наилучшим выбором. Почему? Потому что поначалу тренировка синъи базируется на жестком усилии, это стандартная практика. Потом будет легче "переплавить" жесткое усилие в мягкое без потери скоординированности всего тела. Кроме того, синъи делает упор на совершенствовании за счет тренировки ограниченного набора движений (Шао эр цзинь).
Кулаки Пяти Первостихий (Усин цюань) надо рассматривать не как боевые методы (Цзи Фа), а как методы работы с усилием (Цзинь Фа). К примеру, тренировка Рубящего Кулака (Пи Цюань) очень стандартизирована, однако в бою абсолютно не важно, что конкретно я использую - ладонь, кулак или локоть, если усилие направлено сверху вниз и вперед - движение относится к Рубящему Кулаку. Или рассмотрим Обрушивающий Кулак (Бэн Цюань) - если я бью вдоль прямой линии, соединяющей одну точку с другой, то это Бэн Цюань, вне зависимости от того выше он выполняется или ниже. То же самое относится и к Буравящему Кулаку (Цзуань Цюань) - ваше движение должно содержать в себе сверление, чтобы быть отнесенным к Цзуань Цюань. У Син - это пять разных методов использования усилия, а не просто отдельные техники; от вас зависит, какие конкретно части тела вы применяете в бою при использовании одного из этих усилий, и как вы их комбинируете.
Другим достоинством синъицюань является его подавляющая агрессивная манера (Ци Ши). Это от того, что теория синъицюань использует принципы "рассматривать противника как сорную траву" (Ши жень жу хаоцао), "вздыматься, как ветер, опускаться, как стрела, быть недовольным своей скоростью, даже если уже нокаутировал противника" (Ци жу фэн, ло жу цзянь, дадао хай сянь мань), "побеждать противника подобно тому, как змея втягивает пищу" (Шэн жэнь жу шэ си ши). Эта теория инструктирует занимающегося в менталитете синъи. Старые трактаты по синъи говорят: "Встречать противника, подобно огню, обжигающему тело" (Юй ди хао ши хо шао жэнь). Я считаю, что такие высказывания говорят о ментальности, боевом духе, высшей степени готовности к бою (И цзи чжаньбэй). Это тот мыслеобраз, который необходимо поддерживать во время занятий синъицюань.
ЯШ: Эти идеи очень напоминают то, чего добиваются в ицюань (кулак воли)...
Г-н Ди: Я думаю, что многие принципы ицюань не выходят за пределы теории синъицюань. На самом деле синъицюань исходно назывался ицюань. Хотя ицюань изменил существующие и развил собственные методы тренировки, его теория в основном идентична теории синъицюань. Кстати, в старых трактатах по ушу Пять Первостихий назывались и цюань (кулак воли), в то время как Двенадцать Форм - син цюань (кулак форм), отсюда и происходит полное название стиля - син и цюань.
ЯШ: Вы упоминали, что Пять Первостихий учат пяти базовым усилиям. А зачем нужны Двенадцать Форм (Шиэр син)?
Г-н Ди: Во-первых, для изучения Кулаков Форм (Син цюань) - традиционных комплексов движений. Во-вторых, чтобы заполнить некоторые пробелы, имеющиеся в Кулаках Пяти Первостихий. К примеру, в Форме Змеи (Шэ син) изучается Вспарывающее Усилие (Тяо цзинь, усилие направленное вверх), которого нет в Пяти Первостихиях. В Форме Крокодила (То син) изучается горизонтальное усилие, которое также отсутствует в Пяти Первостихиях. Также в Двенадцати Формах есть много новых техник и способов применения - перемещения, удары ногами, удары руками. Кроме того, есть еще Наработка Восьми Иероглифов (Ба Цзы Гун).
ЯШ: Что такое "Наработка Восьми Иероглифов"?
Г-н Ди: Восемь Иероглифов таковы: Чжань (Открывание), Цзе (Пресечение), Го (Накатывание), Куа (Держать под руку), Тяо (Вспарывание), Дин (Упирание), Юнь (Облачное движение) и Лин (Лидирование). С точки зрения видов усилий Ба Цзы Гун также заполняет пробелы, имеющиеся в Пяти Первостихиях и Двенадцати Формах. Я уверен, что каждая часть арсенала синъицюань создавалась в процессе улучшения искусства. К примеру, Го (Накатывание) отсутствует как в Усин, так и в Шиэрсин, это вращательное движение снаружи внутрь. Кстати, мой вариант Ба Цзы Гун отличается от того, что описан у Цзян Жунцяо. К примеру, Цзян говорит, что Чжань записывается иероглифом "перешибание", и это - просто Рубящий Кулак (Пицюань), в то время как в моей ветви Чжань записывается через иероглиф "раскрываться" и означает разведение рук наружу.
ЯШ: Не могли бы вы немного рассказать о Старых Трех Кулаках (Лао Сань Цюань)?
Г-н Ди: Старые Три Кулака - это Цзуань (Сверление), Го (Накатывание) и Цзянь (Наступление вперед). Я думаю, что это Пи (Рубка), Цзуань (Сверление) и Бэн (Обрушивание). Если проанализировать Кулаки Пяти Первостихий, то легко убедиться, что Пао Цюань (Пушечный кулак) - это на самом деле Бэн Цюань (Обрушивающий кулак) с дополнительным движением другой рукой; Хэн Цюань (Поперечный кулак) очень напоминает Цзуань (Сверление). Поэтому я считаю, что Старыми Тремя Кулаками должны быть Пи-Цзуань-Бэн. Это - простейшие и быстрейшие техники синъи. Пао Цюань (Пушечный кулак) хотя и подобен Бэн Цюань (Обрушивающий кулак), но он подчеркивает скручивающее движение поясницы, не столь очевидное в Бэн. Хэн Цюань (Поперечный кулак) может исполняться многими разными способами, включая Нэй Хэн (Хэн внутрь), Шуньбу Хэн (Хэн в одноименном шаге), Аобу Хэн (Хэн в разноименном шаге), Шуан Хэн (парный Хэн, выполняемый обеими руками) и многие другие, добавляющие специфичные характеристики Поперечному кулаку.
ЯШ: Значит, ваши "Цзуань-Го-Цзянь" отличаются от тех, что упоминаются в трактатах по синьи семьи Дай? В синьи семьи Дай Цзянь записывается через иероглиф "ножницы", в то время как вы говорите о "наступлении вперед" и связываете с методами перемещения...
Г-н Ди: Да, иероглифы разные. На самом деле это вполне обычное явление, что названия техник или комплексов записываются разными иероглифами, хотя их произношение очень похоже. К примеру иероглиф название знаменитого комплекса "Чжа/Цза Ши Чуй" в провинции Шаньси записывается через иероглиф "Чжа", который означает "шлюз", но там должен писаться иероглиф "Цза", означающий "смешанный". Похожая ситуация и с другим комплексом - "Ань Шэнь Пао". В провинции Шаньси он записывается как "Ай Шэнь Пао" ("Ай" означает "близко"), в то время как в провинции Хэбэй - как "Ань Шэнь Пао" ("Ань" означает "спокойный").
Это происходит потому, что в этих провинциях говорят на разных диалектах, а также потому, что большинство занимающихся боевыми искусствами были необразованы. Касательно "Цза Ши Чуй" - я считаю, что там должен использоваться иероглиф "Цза" ("смешанный") потому, что комплекс состоит из разных движений, как взятых из Двенадцати Форм, так и из техник, отсутствующих и в У син, и в Шиэр син. Занимающиеся в провинции Шаньси употребление иероглифа "Чжа" ("шлюз") обосновывают тем, что исполнение этого комплекса подобно наводнению, прорывающему дамбу.
Почему мы используем иероглиф "Ань" ("спокойный") в названии парного комплекса "Ань Шэнь Пао"? Потому, что частая практика этого комплекса развивает силу и скорость занимающегося, что гарантирует его спокойствие. В Шаньси его называют "Ай Шэнь Пао" потому, что во время исполнения комплекса оба занимающихся находятся очень близко друг к другу. Я не согласен с последним объяснением, так как в старых трактатах по боевым искусствам использовался иероглиф "Ань" ("спокойный").
ЯШ: Господин Ди, большое спасибо за то, что вы поделились с нами своими знаниями!
  
Информация



Связанные статьи